Президент Российской Федерации В. В. Путин 15 января 2020 года в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачу обеспечения бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы.
В школьной столовой обучающиеся получают завтрак и обед с заранее определённым набором блюд. Поэтому, особенно важно подобрать состав продуктов и блюд таким образом, чтобы он удовлетворял условиям здорового и рационального питания. При этом необходимо безусловное выполнение требований СанПиН 2.3/2.4 3590-20, введенных с 01.01.2021 г.
В течение учебного дня продолжительностью 5-6 часов учащийся затрачивает более 1000 ккал, т. е. около половины энергозатрат в сутки. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Предоставление горячего питания в течение учебного дня оказывает активное влияние на улучшение учебно-воспитательного процесса и повышение успеваемости.
Организация процесса обеспечения горячим питанием обучающихся требует профессионального подхода, использования методов эффективного
управления и контроля. Первым этапом в этой деятельности является формирование Концепции организации и контроля горячего питания в
образовательных организациях.
Настоящая Концепция направлена на достижение установленных значений показателей организации горячего питания и его контроля в
государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного общего и
среднего общего образования.
Цели и задачи Концепции:
Обеспечить создание эффективной комплексной системы организации качественного и полноценного горячего питания школьников.
Внедрить современные технологий приготовления горячего школьного питания, увеличить ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с рационом, приводящих к уменьшению числа заболеваемости среди обучающихся и улучшению их здоровья.
Сформировать требования по непрерывному повышению профессионального уровня и компетентности кадрового состава работников
пищеблоков, и ответственных за школьное питание в образовательных организациях.
При разработке рациона горячего питания обучающихся, должны соблюдаться основные принципы рационального, сбалансированного
питания, подразумевающие:
удовлетворение потребности обучающихся в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и 5
микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями (питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям);
сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т. ч. по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, по содержанию
витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);
максимальное разнообразие рациона;
исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также
продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями;
учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости имиотдельных видов пищевых продуктов или блюд).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и
биологически активными веществами);
пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли. Изготовление готовых блюд должно осуществляться в соответствии
с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включение повторно блюд в течение одного дня и двух последующих дней.
При составлении меню (завтраков, обедов, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов.
Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся. На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.
В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам.
Разрабатываемое для обучающихся 1 - 4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:
энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 -550 ккал (20 - 25% от суточной калорийности), обеда - 600 - 750 ккал (30 - 35%);
При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд).
Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.)